Одесский музей западного и восточного искусства
Odessa Museum of Western and Eastern Art
Музейные тайны
Символичная половина мира. часть 2
В живописи и в графике многие предметы и детали обозначают не то, что они изображают. О секретах многих деталей рассказывают Людмила Сауленко и Елена Букатар. Например, цветок лилия – это символ чистоты и верности, или полумаска на лице – это символ любви таинственной, или – птичка в клетке – впрочем, смотрите передачу «Музейные тайны».
Этот сюжет снимался в 2008 году. Снимался, когда никто и предположить не мог, какая трагедия ждет Одесский музей западного и восточного искусства - похищение картины Караваджо "Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды". Похищение варварское, бесчеловечное и, не побоимся сказать, невежественное. Ныне эти два траурных года, когда Одесса жила без Караваджо, уже позади. Картина обнаружена, возвращена в Украину и находится в Национальном реставрационном центре, которому поручена реставрация полотна, с нечеловеческой жестокостью вырезанного грабителями из рамы. После реставрации оно вернется в музей. В свой музей, под своды которого приглашает вас эта передача.
У портретов в музейной коллекции всегда особая судьба. Ведь за каждым из них стоит живой человек, чей облик сохранен кистью художника. А если имя утрачено, если вы читаете на музейной этикетке: "Портрет неизвестного", "Портрет неизвестной" - тогда картина существует как бы окутанной ореолом тайны. Так десятилетиями существовал в нашей коллекции прекрасный женский портрет, написанный выдающимся итальянским художником Х1Х века Доменико Морелли. О поразительной судьбе героини этой картины рассказывает исследователь Галина Терещенко, написавшая книгу о знакомом всем одесситам здании нашего Дома ученых, бывшего дворца семьи Толстых, и о судьбах нескольких поколений его обитателей.
У каждого музея есть своя визитная карточка - самое известное произведение коллекции. Для Одесского музея западного и восточного искусства - это картины кисти Франса Хальса "Святой Лука" и "Святой Матфей". К сожалению, многим "Святой Лука" известен только благодаря фильму "Возвращение Святого Луки", в основу которого легла история похищения картины с выставки в ГМИИ им.А.С.Пушкина в Москве. Однако подлинная история этих картин гораздо интереснее детективной, ведь открытие имени создателя одесских евангелистов стало настоящей сенсацией. Об этом рассказывает искусствовед Татьяна Балановская.
Богатство музейной коллекции - это количество картин автора, которые есть в музее. 3 картины, 3 портрета, 3 человека. У них разные истории, разные судьбы, но объединяет их автор - австрийский художник Й. О. Лампи Старший. О поисках и находках в работе над этими картинами рассказывает искусствовед Ирина Глебова.
В зале Одесского музея Западного и Восточного искусства встретились 2 картины
великих итальянских мастеров: М. Караваджо и Бернардо Строцци. «Ни одна картина, как
бы прекрасно она не была написана, ничего не будет стоить, если от первого до
последнего штриха мастер не вдохновлялся натурой, т.е. природой» — говорит
М.М. да Караваджо. Нескольким итальянским художникам было поручено
написать картину на Евангельскую тему. Что из этого получилось? Смотрите в передаче
«Музейные тайны».
Только штрихи, линии и белый лист бумаги - это арсенал гравёра. Три гравюры 17-ого века знаменитого художника Эл. Эделинка - небольшая часть уникальной коллекции гравюр хранящихся в Одесском музее западного и восточного искусства. Искусствовед Владимир Островский рассказывает о своём "прочтении" этих гравюр. Три гравюры. Три портрета. Три разных судьбы и всё это только штрихом и линией.
Посетители музея их никогда не видели. Они боятся жары, холода, света — речь идет об
английских гравюрах 17-19 ого веков. 85-ть листов хранятся в запасниках Одесского
музея западного и восточного искусства. Расшифровать, перевести все надписи,
определить сюжет и самое главное установить имя автора. В передаче искусствовед
Ирина Глебова рассказывает о путях и сложностях поиска истины и достоверности в
работе над этими чисто английскими гравюрами.
В одесском музее западного и восточного искусства хранится три картины испанской
школы живописи. Долгие годы картина «Явление Мадонне Святого Августина»
приписывалась севильскому художнику Э. Мурильо. Искусствовед Андре Рольдан, а позже
Ирина Тимохове по деталям одежды, изображенного на картинке монаха была написана Маркесом
де Валаско, художником подражавшим манере Мурильо.
Когда в музей попадает картина, то задача искусствоведа узнать о ней всё. А если эта
картина попадает в каталог, то информация о ней должна быть полноценной и
достоверной. В новом выпуске передачи речь пойдет о подлинности подписей авторов на
картинах, которые представляются зрителям и слушателям. Именно слушателям, потому
как съёмка передачи проходила в лектории музея. Искусствовед Л. Сауленко
рассказывает о работе Гелльгреве, Є. Войнеску и др.
«Талант пробьется сам, но мы не знаем имена тех, кто так и не пробился» — говорит
искусствовед Людмила Сауленко. Современные художники, как складывается их судьба
после выставки? Ведь выставка – единственная форма общения автора полотна с
посетителями. Картины висят в тех залах, где экспонируются полотна, которые
выдержали проверку временем. О судьбе художников и их работах рассказывает
искусствовед Ирина Тимохова.
Символ, знак, обозначающий совсем не то, что изображают. Каждый житель Нидерландов
зная, что собачка – это символ семейного счастья. Рыба, изображенная в ночное время
обозначает любовь, но любовь скрытую, таинственную. На Востоке совсем другой подход
к символам, знакам. Об этом рассказывают в передаче Елена Шелестова и Людмила
Сауленко.
В живописи и в графике многие предметы и детали обозначают не то, что они
изображают. О секретах многих деталей рассказывают Людмила Сауленко и Елена Букатар.
Например, цветок лилия – это символ чистоты и верности, или полумаска на лице – это
символ любви таинственной, или – птичка в клетке – впрочем, смотрите передачу
«Музейные тайны».
Маленькая, скромная плакетка итальянского мастера Франческо Груе за свой длинный
возраст побывала почти во всех странах Европы. Дата ее рождения 16 -17 век. А в
середине 20-го века она поселилась в Одесском музее западного и восточного
искусства. Искусствовед Людмила Сауленко изучает дату рождения этой плакетки. Разве
имеет значение в каком веке создана эта вещь для рядового посетителя? Может и так —
но это никак не устраивает ученых музея… О настойчивости и поиске идёт речь в новом
выпуске программы «Музейные тайны»
В зале французского искусства – новоселье. После реставрации вновь вернулись
некоторые экспонаты. Но «героем» сегодняшней передачи будет портрет, который «живет»
здесь давно. «Портрет Неизвестного» — автор не известен. Картина принадлежит музею с
1948 года. Кто это человек, что за время, в котором он жил, почему так странно лежит
шлем, почему у него в руках маршальский жезл? На все эти вопросы ищет ответы
искусствовед Владимир Островский.
Итальянцы в России – знакомо? А итальянцы в Одессе? Историк из Торонто (Канада),
профессор Анна Маколкин рассказывает о поисках, которые она ведет уже много лет.
Братья Рокко – Джакомо, Пьетро и Карло сыновья знаменитого банкира, который жил и
работал в Одессе.
Истина не имеет границ, национальностей и временного ценза. К истине можно идти с
разных сторон. Задача передачи показать, как влияет итальянская культура, музыка и
архитектура на культурную жизнь Одессы в 19 веке и в последующем времени. Историк из
Торонто (Канада), профессор Анна Маколкин рассказывает о поисках, которые она ведет
уже много лет.
Почему в банке концерна «Митсубиси», как большая драгоценность, хранится простая
ваза, сделанная из обожженной глины? Японцы считают, что чем проще, чем ближе к природе
выглядит вещь - тем она красивее и ценее. О японской керамике рассказывает
искусствовед-«японист» Елена Шелестова. В передачи звучат танки японского поэта
Исикава Такубрку.
Сколько креатива, сколько способности к творчеству скрывается в душе каждого человека! Лишь искусство способно раскрыть этот потенциал, в первую очередь -потенциал ребенка. Каждого ребенка, уверены в музее!
Каждый человек, входящий в зал голландской живописи XVII века не может не заметить мужской портрет, на котором изображен уверенный в себе голландец, спокойно и проницательно смотрящий прямо на зрителя. Эта картина поступила в музей в 1949 году из Москвы. В документах, которые ее сопровождали, были указаны многие важные сведения, но не было сказано главного - кто является ее автором. Спустя сорок лет эта тайна будет разгадана. Об истории этого открытия рассказывает искусствовед Татьяна Балановская.
Эта бронзовая скульптура находилась в музее более 50-ти лет и за это время ни у кого не вызывало сомнение, кем и когда она создана и кого изображает. Но вдруг неожиданная находка заставила задуматься над всеми этими вопросами. О том, как Геракл превратился в Плутона, и какая работа предшествует смене этикетажа рассказывают искусствоведы музея Татьяна Балановская и Людмила Сауленко.