Одесский музей западного и восточного искусства
Odessa Museum of Western and Eastern Art
Музейные тайны
«Вабисаби — Простота Красоты»
Почему в банке концерна «Митсубиси», как большая драгоценность, хранится простая ваза, сделанная из обожженной глины? Японцы считают, что чем проще, чем ближе к природе выглядит вещь - тем она красивее и ценее. О японской керамике рассказывает искусствовед-«японист» Елена Шелестова. В передачи звучат танки японского поэта Исикава Такубрку.
Богатство музейной коллекции – это количество картин автора, которые есть в музее. 3
картины, 3 портрета, 3 человека. У них разные истории, разные судьбы, но объединяет
их автор – австрийский художник Й. О. Лампи Старший. О поисках и находках в работе
над этими картинами рассказывает искусствовед Ирина Глебова.
В зале Одесского музея Западного и Восточного искусства встретились 2 картины
великих итальянских мастеров: М. Караваджо и Бернардо Строцци. «Ни одна картина, как
бы прекрасно она не была написана, ничего не будет стоить, если от первого до
последнего штриха мастер не вдохновлялся натурой, т.е. природой» — говорит
М.М. да Караваджо. Нескольким итальянским художникам было поручено
написать картину на Евангельскую тему. Что из этого получилось? Смотрите в передаче
«Музейные тайны».
Только штрихи, линии и белый лист бумаги — это арсенал гравёра. Три гравюры 17-ого
века знаменитого художника Эл. Эделинка — небольшая часть уникальной коллекции
гравюр хранящихся в Одесском музее западного и восточного искусства. Искусствовед
Владимир Островский рассказывает о своём «прочтении» этих гравюр. Три гравюры. Три
портрета. Три разных судьбы и всё это только штрихом и линией.
Посетители музея их никогда не видели. Они боятся жары, холода, света — речь идет об
английских гравюрах 17-19 ого веков. 85-ть листов хранятся в запасниках Одесского
музея западного и восточного искусства. Расшифровать, перевести все надписи,
определить сюжет и самое главное установить имя автора. В передаче искусствовед
Ирина Глебова рассказывает о путях и сложностях поиска истины и достоверности в
работе над этими чисто английскими гравюрами.
В одесском музее западного и восточного искусства хранится три картины испанской
школы живописи. Долгие годы картина «Явление Мадонне Святого Августина»
приписывалась севильскому художнику Э. Мурильо. Искусствовед Андре Рольдан, а позже
Ирина Тимохове по деталям одежды, изображенного на картинке монаха была написана Маркесом
де Валаско, художником подражавшим манере Мурильо.
Когда в музей попадает картина, то задача искусствоведа узнать о ней всё. А если эта
картина попадает в каталог, то информация о ней должна быть полноценной и
достоверной. В новом выпуске передачи речь пойдет о подлинности подписей авторов на
картинах, которые представляются зрителям и слушателям. Именно слушателям, потому
как съёмка передачи проходила в лектории музея. Искусствовед Л. Сауленко
рассказывает о работе Гелльгреве, Є. Войнеску и др.
«Талант пробьется сам, но мы не знаем имена тех, кто так и не пробился» — говорит
искусствовед Людмила Сауленко. Современные художники, как складывается их судьба
после выставки? Ведь выставка – единственная форма общения автора полотна с
посетителями. Картины висят в тех залах, где экспонируются полотна, которые
выдержали проверку временем. О судьбе художников и их работах рассказывает
искусствовед Ирина Тимохова.
Символ, знак, обозначающий совсем не то, что изображают. Каждый житель Нидерландов
зная, что собачка – это символ семейного счастья. Рыба, изображенная в ночное время
обозначает любовь, но любовь скрытую, таинственную. На Востоке совсем другой подход
к символам, знакам. Об этом рассказывают в передаче Елена Шелестова и Людмила
Сауленко.
В живописи и в графике многие предметы и детали обозначают не то, что они
изображают. О секретах многих деталей рассказывают Людмила Сауленко и Елена Букатар.
Например, цветок лилия – это символ чистоты и верности, или полумаска на лице – это
символ любви таинственной, или – птичка в клетке – впрочем, смотрите передачу
«Музейные тайны».
Маленькая, скромная плакетка итальянского мастера Франческо Груе за свой длинный
возраст побывала почти во всех странах Европы. Дата ее рождения 16 -17 век. А в
середине 20-го века она поселилась в Одесском музее западного и восточного
искусства. Искусствовед Людмила Сауленко изучает дату рождения этой плакетки. Разве
имеет значение в каком веке создана эта вещь для рядового посетителя? Может и так —
но это никак не устраивает ученых музея… О настойчивости и поиске идёт речь в новом
выпуске программы «Музейные тайны»
В зале французского искусства – новоселье. После реставрации вновь вернулись
некоторые экспонаты. Но «героем» сегодняшней передачи будет портрет, который «живет»
здесь давно. «Портрет Неизвестного» — автор не известен. Картина принадлежит музею с
1948 года. Кто это человек, что за время, в котором он жил, почему так странно лежит
шлем, почему у него в руках маршальский жезл? На все эти вопросы ищет ответы
искусствовед Владимир Островский.
Итальянцы в России – знакомо? А итальянцы в Одессе? Историк из Торонто (Канада),
профессор Анна Маколкин рассказывает о поисках, которые она ведет уже много лет.
Братья Рокко – Джакомо, Пьетро и Карло сыновья знаменитого банкира, который жил и
работал в Одессе.
Истина не имеет границ, национальностей и временного ценза. К истине можно идти с
разных сторон. Задача передачи показать, как влияет итальянская культура, музыка и
архитектура на культурную жизнь Одессы в 19 веке и в последующем времени. Историк из
Торонто (Канада), профессор Анна Маколкин рассказывает о поисках, которые она ведет
уже много лет.
Почему в банке концерна «Митсубиси», как большая драгоценность, хранится простая
ваза, сделанная из обожженной глины? Японцы считают, что чем проще, чем ближе к природе
выглядит вещь - тем она красивее и ценее. О японской керамике рассказывает
искусствовед-«японист» Елена Шелестова. В передачи звучат танки японского поэта
Исикава Такубрку.
Сколько креатива, сколько способности к творчеству скрывается в душе каждого человека! Лишь искусство способно раскрыть этот потенциал, в первую очередь -потенциал ребенка. Каждого ребенка, уверены в музее!
70 лет портрет графини Елены Григорьевны Толстой не связывали с историческим лицом. В конце прошлого века Галина Терещенко — исследователь истории семьи Толстых в Одессе, сняла покров тайны этого портрета. И поведала нам новую сказку о золушке с околиц Одессы