Интернет реклама УБС
.

Одесский музей западного и восточного искусства  
Odessa Museum of Western and Eastern Art
  

        

        
События

3 ноября в 15.00 открылась выставка "Вектор пяти".

Участники выставки:

Андрей Коваленко (живопись)
Ольга Котова (живопись)
Виталий кузьмин (живопись)
Александр Силантьев (живопись)
Клим Степанов (скульптура).




    Вектор подразумевает направление, т.е. общую направленность творческого пути пяти одесских авторов: художников Коваленко Андрея, Котовой Ольги, Кузьмина Виталия, Силантьева Александра и скульптора Степанова Клима. Идея выставки принадлежит заслуженному художнику Украины Савченко Сергею Александровичу. Авторам проекта близки такие ценности, как: эстетизм, софийность, профессионализм вместе с по-детски непосредственным взглядом на мир. 5 полярностей, однако, всех объединяет светлое начало, стремление к гармонии, модернистские тенденции при опоре на классику, основательность и легкость: «Пишется, как дышится».
    Пятерка принадлежит поколению одесских художников, активно заявивших о себе на сломе ХХ-ХХІ веков. Возраст уже зрелый («Пройдя земной свой путь до половины», как писал Данте) – от 36 до 41 года. Жизнь свою сознательно посвятили искусству. У всех профессиональное образование: Одесское государственное художественное училище им. М.Б.Грекова, О. Котова и А. Силантьев закончили художественно-графический факультет Южноукраинского национального педагогического университета им. К.Д.Ушинского, а К.Степанов – Национальную Академию изобразительного искусства и архитектуры. Все поступили в Одесскую областную организацию Национального союза художников Украины (В.Кузьмин – в молодежном объединении). Они – участники многочисленных персональных, областных, региональных, всеукраинских и международных выставок и пленэров (с 1990-х гг. по настоящее время). Их работы находятся в музеях и частных коллекциях Украины и зарубежья. В настоящее время они живут и работают в Одессе.
    5 авторов можно было бы сравнить с 5-ю стихиями: вода (А.Силантьев), воздух (В.Кузьмин), огонь (О.Котова), земля (А.Коваленко), металл (К.Степанов). Условно, в основе структуры, объединяющей все персоналии, находится крест: 4 стороны (света), перекресток земного и небесного, 4 полярности, при этом, все художники, работающие в двумерной плоскости, а соединяющее звено (между двумерной плоскостью и пространством) – скульптор Клим Степанов.
    Виталию Кузьмину присуще игровое начало, изобретательность, композиторское мышление. В каждой его работе есть сюжет, литературная фабула. Зритель словно проникает в дивный, хрупкий и изящный мир «Алисы в стане чудес». Он пишет:
    «Нужно буквально завлечь в залы простого зрителя (не только художников). Для этого подойдет какая угодно реклама, даже самая грубая и кричащая. Но, когда зритель оказывается в зале, он автоматически попадает под чары картин. Эти картины вполне ясны по своей форме, но загадочны по содержанию. Важно вовлечь зрителя в эту игру. Заставить задуматься. Ведь именно художник создает и воспитывает своего зрителя, а не наоборот. Огромная ответственность лежит на нем. Не стоит также забывать о детях. Детские воспоминания об этих картинах могут сыграть в будущем не малую роль.
    Живопись для художника – это попытка отобразить на холсте собственную мечту и поделиться ею со зрителем. Все зависит от того, насколько убедительно и искренне он это сделает».
    Александру Силантьеву свойственны основательность и профессионализм. Особое значение он придает фактурности, красоте поверхности холста. Его образы взяты из нашей повседневной жизни, будь-то одесские дворики или морские пейзажи, и идеализированы. Из творческих принципов художника:
    «Нужно стремиться к выразительности образа, начиная с самых ранних этапов работы… На полотне не должно быть ни одного равнодушно написанного куска…
    В живописи не может быть лобовых атак, здесь мы всегда имеем дело с «ускользающей красотой», и потому искусство способно лишь подарить уникальную возможность прикосновения к ней…»
    Ольга Котова лирична, женственна, большое внимание уделяет колористике каждого полотна. В творчестве проявляет светлое начало. Искусство для нее – пребывание в том состоянии, где все возможно, это пре-одоление, пере-летание границ в поисках свободы. Она рассуждает:
    «Любовь – основа … и любому деланию тоже... Иногда мы испытываем те редкие счастливые мгновения, когда «внешнее» и «внутреннее» совпадает, появляется присутствие вселенской гармонии, и в творчество перетекает ощущение счастья, любви и целостности. Порой мы становимся «проводниками», и лучшее, что есть в нас, является отражением Божественного света.
    Мы можем замереть в восторге от скользящего по стене лучу, озарившему и преобразившему натюрморт, фигуру, ситуацию, словом «нечто». Отрадно, когда и в живописи присутствует некое внутреннее свечение или о-духо-творение.
    Лучшие мои картины родились сами-собой. Однако, бывает и «Сизифов труд». Желательно, чтобы в работе была легкость, чтобы было непонятно как она сделана. Творение удается тогда, когда долго вынашивается и делается на одном дыхании.
    Нравится, когда есть недосказанность, когда за работой стоит нечто большее, когда она является «трамплином» в мир детства, грез, мечты. Ценю гармонию Цвета, пластику, композицию, т.е. внутреннюю структуру. Но самое главное – Состояние: хочется создать безмятежный мир, окно, Рай, куда хочется улететь».
    Искусство Андрея Коваленко отличает сочная фактурная живопись, откровенность, славянский фолк, образы продухов земли, стихий, природы, соразмерность мира и человека, экспрессионизм, игровое светлое образо-творящее начало, любовь к жизни и искусству в разнообразных проявлениях. Он руководствуется принципом «Будь честен, и будь, что будет»:
    «Для меня живопись означает живое письмо. Пишу как чувствую, как подсказывает мне моё сердце, максимально выразительно и честно. Я человек экспрессивный и эмоциональный. Эти качества помогают мне в процессе работы над картинами, которые в свою очередь получаются живыми, эмоционально-красочными, чувственными.
    Честность в творчестве помогает мне иначе смотреть на мир, окружающий нас.
    Я не изобретаю велосипед, а просто на нём еду».
    Клим Степанов, единственный в группе скульптор, унаследовал (от отца) традиции модернизма и понимания скульптуры в лучшем смысле этого слова. В творчестве он изящен, немногословен (как и в жизни), локален и выразителен:
    «Погружаясь в глубины подсознания, приходя в состояние покоя и гармонии окружающего мира с внутренним, человек начинает ощущать тонкие импульсы от впечатлений, воспоминаний, переживаний, складывающихся в сменяющие друг друга образы. И в какой-то момент внутренний голос говорит - вот это будет вещь. И человек изображает этот образ доступным ему языком. Мой язык – скульптура».
    Всем авторам присуща тяга к обобщенности, условности, выразительности образа, цвета и форм, поиску своего визуального знака творчества. Ценно то, что у них есть основное: прислушивание к собственному сердцу, поиск своего голоса в контексте интереса к современному мировому искусству и сохранения корней национальной культуры.

    Ольга Котова, художник, кандидат искусствоведения


           
.

Интернет реклама УБС

© Одесский музей западного и восточного искусства
Рейтинг@Mail.ru