Интернет реклама УБС
.

Одесский музей западного и восточного искусства  
Odessa Museum of Western and Eastern Art
  

        

        

150 лет вдохновения! Выставка ОГХУ





     Выставка произведений преподавателей и студентов ОХУ им. М. Б. Грекова
     К 150-летию…

     Одесское художественное училище – одно из старейших учебных заведений в Одессе и первое художественное учебное заведение в Украине. Исторической датой его основания считается 30 мая (по ст. ст.) 1865 г. Одесская рисовальная школа была открыта Обществом Изящных Искусств при покровительстве С. М. Воронцова, Vassily-Kandinskyгенерал-губернатора П. Е. Коцебу (1862–1874) и др. влиятельных лиц. Одной из основных задач создания школы Общество видело нахождение и развитие талантливых самородков из числа малообеспеченных слоев населения, поэтому для выходцев из бедных семей обучение было бесплатным. Первым директором и методистом Школы был назначен одессит художник Ф. Мальман (1812?–1882?), закончивший Академию художеств в Мюнхене.
    Из стен Рисовальной Школы вышли выдающиеся художники К. Костанди, Р. Судковский, Б. Эдуардс, Е. Буковецкий, П. Нилус, акварелист Н. Лепете, Л. Пастернак, и целый ряд других, известных даже за границей, как, например: Ф. Рубо, П. Леруа. В дальнейшем, в разные годы в Одессе получили художественное образование такие выдающиеся мастера, как И. Браз, Т. Дворников, С. Кишинёвский, Б. Анисфельд, В. Кандинский, И. Бродский, Г. Головков, А. Шовкуненко, Д. Бурлюк, С. Колесников, Е. Кибрик. Больше 30 лет являлся преподавателем Училища и был некоторое время в роли проректора по учебной работе выдающийся мастер керамики М. Жук.kostandi
    В 1899 году 30 декабря (по ст. ст.) Школа была переименована в Художественное училище Общества Изящных Искусств в Одессе, которое поступило в ведение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге и Министерства Императорского двора. С тех пор художественное училище претерпело множество реорганизаций и изменений в названии и статусе. К 100-летию со дня основания училища в 1965 году ему было присвоено имя М. Б. Грекова (1882–1934), выпускника Одесской рисовальной школы, советского баталиста. Оно стало называться Одесским государственным училищем им. М. Б. Грекова. В 1997 году по постановлению Кабинета Министров Украины на базе прежнего ОГХУ им. М. Б. Грекова создается Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова. 21 ноября 2007 года Одесскому художественному училищу им. М. Б. Грекова возвращена самостоятельность и прежний статус.
    Сегодня ОХУ им. М. Б. Грекова – известное в Украине и за её пределами уникальное учебное заведение с высококвалифицированными преподавателями. Их творчество известно не только в Украине, но и за границей. ОХУ им. М. Б. Грекова готовит молодых специалистов с базовым высшим образованием по специальности изобразительное и декоративно-прикладное искусство и 4 специализациям: живопись, скульптора, художественное оформление, художественное декорирование среды. ОХУ им. М. Б. Грекова является основным поставщиком кадров в Академии искусств Украины.
    Диапазон творческих изысканий представленных на выставке произведений необычайно широк. Выставка замечательна тем, что наряду с известными мастерами-преподавателями можно видеть работы студентов и выпускников ОХУ им. М. Б. Грекова разных лет. У зрителя есть возможность сложить представление о самых разнообразных тенденциях в современном искусстве, а также наглядно убедиться в сохранении славных традиций предшествующих поколений одесской школы. В выставке участвуют произведения всех отделений училища.
    2015 - 8 мая Ветераны училища 104 2015 - 8 мая Ветераны училища 157 2015 - 12 мая Пушкинская 51 448 2015 - 17 апр Инна Мельниченко 689 2015 - 17 апр Инна Мельниченко 737 2015 - 17 апр Инна Мельниченко 814
    
    Немного истории…

Живописное отделение

    Началом истории развития отделения можно считать 1867 год, когда учащиеся начали писать друг с друга портреты масляными красками и копировать картины. Помимо работы с натуры, обязательным пунктом программы 19 века было копирование. В старой школе натюрмортный класс был открыт лишь в 1886 году, а живую натуру писали только на последнем, пятом курсе. Позже появляется выездная пленэрная практика. За время своего существования живописное отделение воспитало блестящую плеяду выдающихся художников, вошедших в историю искусств не только Украины, но и мира.
    В Одессе более ста лет существует непрерывная традиция академической и пленэрной живописи, которая является базовой для мастеров современного искусства. Её продолжают и развивают преподаватели одесского художественного училища. Вот несколько примеров воплощённой связи времён и имён от начала до дня сегодняшнего:
    К. К. Костанди – Л. Е. Мучник – Т. И. Егорова – В. Г. Полнобродский, Н. А. Мартынюк, Ю. А. Олевич;
    К. К. Костанди – Л. Е. Мучник, П. С. Коновский – В. Г. Власов – Л. Д. Ванденко;
    Д. К. Крайнев и П. Г. Волокидин – Н. А. Павлюк – В. В. Филиппенко – В. М. Аликберов, О. Б. Дёкина (сейчас работает в отделении «художественное оформление»);
    К. К. Костанди – А. А. Шовкуненко, П. Г. Волокидин, Т. Б. Фраерман, Л. Е. Мучник – Л. И. Токарева-Александрович – А. И. Лоза (один из препод.) – А. И. Логвин.
    В 1950-е и годы в ОГХУ приходит несколько преподавателей, окончивших Харьковский художественно-промышленный институт – И. Д. Логвин, В. Г. Путейко (оба перешли работать в Одесский государственный педагогический институт), в 1960-м – А. К. Лихолет. Из работающих на данный момент времени в училище преподавателей в мастерской И. Д. Логвина учился С. П. Папроцкий, в мастерской В. Г. Путейко – И. Ю. Варешкин, Е. П. Кучинская, И. В. Путейко, (окончившая затем Харьковский художественно-промышленный институт). Таким образом, помимо костандиевской школы в одесскую живопись вливается новая струя. Харьковскую школу характеризует использование боле ярких цветов, но тонкое чувство пространства, чистота свето-воздушной среды сближает её с одесской. В этом нет ничего удивительного, так как харьковские живописцы (например, известные пейзажисты конца XIX – начала XX века С. И. Васильковский, П. А. Левченко, М. С. Ткаченко, М. А. Беркос) закончили ту же самую Петербургскую Академию художеств.
    Выпускники живописного отделения имеют все возможности стать успешными художниками не только в Украине, но и за её пределами. Академическое образование является мощной базой для дальнейшей творческой работы. Во многих зарубежных странах, в том числе и европейских, академическая школа утеряна, поэтому непрерывная традиция одесской школы живописи особенно ценна в современных условиях и наши специалисты всегда востребованы. В процессе обучения учащиеся овладевают мастерством и технологией живописи, начиная с постановок простых натюрмортов, работы с натурой и заканчивая созданием сложных многофигурных композиций. Выбор темы дипломного проекта является свободным.

Скульптурное отделение

    Это старейшее отделение в истории художественного училища было открыто в 1865 году (первоначально класс лепки). Первым преподавателем лепки был С. Симонов. Позже из Италии был приглашен выпускник Миланской академии Л. Д. Иорини. Его имя упоминается в списке преподавателей с 1869 года. По воспоминаниям А. Н. Стилиануди художник и скульптор был большим последователем реализма «в особенности в портрете (он оставил превосходные бюсты в мраморе генерал-губернатора Одессы Коцебу, городского головы Г. Г. Маразли, негоцианта Федора Родоканаки. Очень жаль, что они, кажется, исчезли). В остальных своих работах он был приверженцем идеальной красоты, что видно в его фигуре «Душа» и др». Ученики любили Луиджи Иорини.
    После смерти Л. Иорини в 1911 году была учреждена премия его имени, инициатором создания которой был один из его учеников — Б. В. Эдуардс. Молодым скульптором был создан бронзовый бюст Л. Иорини, который и по сей день находится в училище. Как упоминалось, в 1918–1919 годах Б. В. Эдуардс становится директором реорганизованного учебного заведения. Кроме него, преемником Л. Иорини был также скульптор И. Мормоне.
    Эксперименты 1920-х годов коснулись и скульптурного отделения, хотя параллельно продолжала существовать и реалистическая методика. После войны в училище приходят Ф. Чувакин, Ф. Фальчук, М. Кипнис, А. Чубин исполнявшие государственные заказы.
    В основе сегодняшней методики преподавания скульптуры лежат принципы академической школы. Это наглядно демонстрирует цепочка имён с момента основания училища и до настоящего времени:
    К. К. Костанди – А. А. Шовкуненко – М. Р. Кипнис (один из препод.) – Л. И. Колесник – Ю. Д. Зильберберг.
    Специальность скульптора востребована и актуальна в современных условиях. Сегодня вновь входят в моду мраморные камины, лепнина, парковая скульптура, всевозможные статуэтки, в связи с этим особое внимание уделяется технологии материалов и технологии изготовления. Выпускники этого отделения могут не только исполнить какой-либо проект по готовому эскизу, они способны решить сложную творческую задачу – создание проекта памятника или тематической композиции.

Художественное оформление

    Отделение «Художественное оформление» – самое молодое, оно было открыто в 1966 году. Так как в эти годы профессии «дизайнер» в сегодняшнем понимании на территории СССР ещё не было, то программа обучения была ориентирована на оформление промышленных товаров и наглядной агитации. Помимо этого в курс обучения входили также базовые художественные дисциплины: рисунок, живопись, основы композиции. Со временем, в специализациях разрабатываются разные направления: интерьер и экстерьер зданий, оформление книги, проекты малых архитектурных форм, плакат. В 1980-90-е годы студенты училища неоднократно занимали призовые места в области плакатного искусства на Всесоюзных выставках.
    Если говорить о графике, то в училище профессионально ею начинают заниматься в 1924 году, когда при живописном факультете Политехникума изобразительных искусств открывается отделение полиграфического искусства. Отделение готовило специалистов для производства печатной продукции. В училище появилась своя литографская мастерская, своя типография, которая печатала учебники, методические и наглядные пособия для училища и даже исполняла заказы извне. В 1934 году, после реорганизации Одесского художественного института в училище, полиграфический отдел упраздняется.
    Начиная с 1980-х годов, в училище приходят новые преподаватели со специальным образованием, занимающиеся проектировкой интерьеров и оформлением печатной продукции: А. В. Дудкин, В. Н. Гоманюк.
    Сегодняшние художники-оформители – это по сути художники-дизайнеры. Сейчас эта специальность особенно востребована. Выпускники оформительского отделения получают знания основ архитектуры, макетирования, создания дизайн-проектов интерьера, и так как в программу обучения включены живопись, рисунок, композиция, история искусств, то это способствует развитию художественного вкуса и даёт им творческую свободу. Специальность оформителя широкая, поэтому в программу также включены такие предметы, как компьютерная и книжная графика, рекламная графика.

Художественное декорирование среды

    История этого отделения начинается с 1924 года. На скульптурном факультете Политехникума изобразительных искусств открылось отделение керамики; оно же осталось после преобразования Политехникума и Института в училище.
    Особую роль в становлении отделения сыграл М. И. Жук. Осенью 1925 года художник переезжает в Одессу, куда его пригласили на должность профессора – руководителя графической мастерской Одесского Политехникума изобразительных искусств. В том же году он становится проректором по учебной работе. После реорганизации Политехникума в Одесский художественный институт, керамический факультет возглавил М. И. Жук. Он стремится возродить народные традиции и применить их к современным условиям. С 1937 по 1939 годы мастер работает на фарфоровых заводах, основательно изучая технологический процесс. В том же 1939 году Михаил Жук возвращается в одесское училище. Творческую и педагогическую деятельность художника прервала война. Сразу же после освобождения города М. И. Жук вместе с учениками возрождает керамическую мастерскую художественного училища, восстанавливает печи, гончарные станки.
    В послевоенный период на керамическое отделение приходит группа молодых специалистов: Е. Мандич, М. Зорин, И. Стенрос-Родченко. А в конце 50-х преподаватели Д. Клювгант и И. Гончаренко привносят с собой колоссальный опыт работы на крупнейших заводах России и Украины.
    Работающие сегодня преподаватели продолжают традиции одесской школы, например Л. В. Лазарцева (что видно по цепочке преемственности – Д. К. Крайнев и П. Г. Волокидин – Н. А. Павлюк – В. В. Филиппенко – С. Г. Крижевская – Л. В. Лазарцева). В числе педагогов есть несколько выпускников Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства – Б. Г. Белов, Н. И. Белова, Е. И. Жерновая.
    В 2008 году было решено расширить специализацию отделения и именно с этого года бывшее керамическое отделение носит название «художественное декорирование среды».
    Сегодня без керамических, фарфоровых, стеклянных, текстильных художественных изделий не мыслим ни один современный интерьер. Чтобы они были особенными (эксклюзивными) нужно богатое творческое воображение и развитый художественный вкус. Выпускники этого отделения, выходя на дипломный проект, могут выполнить в материале сервиз или большую декоративную композицию.

           
.

Интернет реклама УБС

© Одесский музей западного и восточного искусства
Рейтинг@Mail.ru